Официальный сайт иммунологической службы города Твери. Главная станица.

   Учитесь держать цель

(обращение академика РАН, Р.В. Петрова)

 

            Мне предложили сегодня, в День Знаний, занять традиционное место на кафедре. Задача непростая. Неплохо, конечно, произнести похвальное слово знаниям, но сколько их уже сказано – весомых и значительных слов. И можно ли к ним ещё что-либо добавить?!

         И всё же я с радостью принял предложение. Потому что убеждён – у каждого из нас было, есть и наверняка сохранится особое, чрезвычайно личное отношение к этому дню. У тех, кто после каникул возвращается в свои классы, у тех, кто готовит новый учебный курс, и у тех, кто проводит сегодня впервые своего наследника до школьного порога. Каждому найдётся, что сказать в этот день – себе ли, детям своим, ученикам или коллегам. В надежде, что не зря, в надежде, что услышат и прислушаются, я беру на себя смелость сформулировать некоторые личные наблюдения. Скажем так: наблюдения учащегося человека.

         Итак, наблюдение первое – профессиональное.

         У людей, в отличие от всех других форм живого, два типа наследственности. Биологическая наследственность записана генетическим кодом. Она присуща всем живым существам. А вот наследование добытых предыдущими поколениями знаний и других культурных ценностей – достижений изобразительного искусства, музыки, поэзии, литературы – свойственно только людям. Но он получает способность мозга и души воспринять наследственность культурную. Она не записана его генетическим кодом. Она записана буквами, цифрами, чертежами, красками, нотами, светом на фото- и киноплёнках, электромагнитным полем на магнитофонных лентах, в электронной памяти вычислительных машин.

         Знания передаются от поколения к поколению. Каждое поколение не просто воспринимает ранее добытые знания, чтобы передать дальше, но и приумножает их. Каждое десятилетие, каждый год дворец знаний становится всё больше и прекраснее. Обязанность каждого – внести свою лепту в его создание. А это значит, что надо сделать что-то такое, чего не было сделано всеми предыдущими поколениями.

         Так что же сделано, что уже известно, что открыто, что человечество умеет и что ещё не сделано, неизвестно, не открыто, чему ещё мы не научились? Это надо знать, чтобы внести свою лепту в прогресс человеческих знаний и культуры.

         Вот тут-то пора воскликнуть: да здравствуют школа, техникум, вуз, аспирантура! Да здравствуют учителя, наставники, профессора, где бы они ни учили – в школе, на заводе, в поле, в университете! Да здравствуют ученики  - главные молекулы культурной наследственности, наследственности знаний!

         Наблюдение второе – принципиальное.

         1 сентября – первый день встречи учителя и ученика. Один передаёт знания, другой воспринимает. Воспринимает не только для того, чтобы знать и применять в работе, но и для того, чтобы развивать, творить новые знания. Творить новые знания – вот высшая цель всякого образования. Сделать лучше, чем было, быстрее, удобнее, умнее, красивее, удивительнее. Скрипач или певец, чтобы он состоялся, должен отличиться от всех других. Гончар или плотник тоже должен превзойти чем-то своих собратьев по труду. Комбайнёр, машинист, шахтёр, агроном, портной, инженер, врач, учёный – каждый должен стремиться превзойти своих предшественников и современников. Вот чему надо научиться. Вот зачем учителя передают, а ученики получают знания.

         Конечно, учитель и ученик – понятия относительные. Учитель и сам постоянно учится. Ученик тоже кого-то учит, в том числе своего учителя. И всё-таки есть учитель, и есть ученики. Например, профессор кафедры и его студенты, аспиранты, научные сотрудники. Что главное в их отношениях? Если всё можно узнать из книг и других форм хранения знаний, то зачем учитель! Чему учиться? Чему учить? Ведь не научишь делать открытия (да и умеешь ли сам?). Тем не менее надо из ученика сделать образованного человека, умеющего творчески использовать и развивать полученные знания. А значит, сделать его человеком, ибо только человек имеет культурную наследственность. Именно образование делает человека человеком.

         Наблюдение третье – практическое.

         Человек делает себя сам. Учитель его не создаёт. Такое мнение, высказанное вслух, всегда вызывает пылкие возражения: «Как же так, известна школа академика Иоффе, из которой вышла плеяда крупнейших советских физиков, русская балетная школа и так далее. Это счастье – попасть к замечательному руководителю, талантливому учителю, крупному учёному. Что может человек без наставника? Он не только ничего не познает, он не отличит истины от лжи, света от тьмы, дороги от бездорожья. Быть учеником мастера в высшем смысле этого слова - значит стать мастером самому». Когда я слышу подобные монологи, вспоминаю ссору двух биохимиков, которые обвиняли друг друга в неправильности поставленного эксперимента. Один из споривших, чтобы сделать весомее свою аргументацию, воскликнул: « Я ученик академика Северина!» Другой парировал: «Мало ли дураков училось у Северина».

         Хороший учитель создаёт атмосферу интереса познания, жажды узнать больше, он учит идти оригинальными путями. А вот научит ли, если у ученика нет этого интереса, нет этой жажды? Если он только повторяет то, что ему скажут или покажут? Если он не бежит в библиотеку, чтобы уточнить что-то по книгам, а может быть, даже проверить (да, да, проверить) мнение учителя и сказать ему, что есть другое мнение?

         На мой взгляд, это примитивное отношение к учёбе.

         Наблюдение четвёртое, возможно, спорное.

         Главное для учителя не научить чему-то, а предотвратить ошибки. Предвижу возражения: как так, ученик пришёл получить знания, научиться чему-то. Верно, но ведь мы договорились – миссия ученика не только в том, чтобы перенять опыт, но и приумножить его.

         Ошибки, в широком смысле слова, нельзя не делать, но их надо уметь находить. Заблуждения в научном поиске необходимы, без них не найдёшь истину. Но нужно уметь их преодолевать. Существует особая форма мужества – мужество объективности, способность сказать себе: «Я был не прав». Это мужество нужно всем, какую бы специальность ни избрал человек. Но оно приходит только вместе с образованием. Необразованный человек, не знающий ничего другого, кроме содеянного им самим, не может сказать: «Я сделал плохо, я не прав». Но тут есть невидимая граница. Граница между сомнением и уверенностью. Излишняя уверенность ведёт к потере объективности. Излишние сомнения тоже остановят творческую работу. Можно всю жизнь говорить себе: «Я сделал плохо, я не прав», так и не подарив человечеству сотворённого тобой шедевра.

                Вот почему для учителя главное не просто «вбить» знания, не просто научить работать, но отсекать ошибки, заблуждения, излишнюю уверенность – как и сомнения. И объективно оценивать результат работы ученика. Ученик должен научиться всему этому, научиться видеть главное. У Норберта Винера есть хорошие строчки, иллюстрирующие мысль о том, что истинное творчество – это отсечение лишнего. Стадо обезьян можно научит печатать на пишущих машинках. Они испишут всеми буквами алфавита гору бумаги. Среди получившейся абракадабры будет и текст шекспировского «Гамлета». Но понадобится Шекспир, чтобы вычеркнуть все ненужные буквы, и тогда останется текст бессмертной трагедии. Второй пример на ту же тему. Микеланджело не делал Давида. Это скульптура уже находилась в глыбе мрамора. Он её увидел и отсёк от глыбы лишние куски.

         Теперь два правила: одно – для учителя, другое – для ученика.

         Первое: всё, что ты знаешь по данному вопросу сегодня, всё, что ты умеешь сегодня, отдай ученику. Высыпь из своих запасов всё. Только тогда у тебя появятся новые знания, новое мастерство. И у тебя появятся новые знания, новое мастерство. И у тебя, и у твоего ученика или у тебя совместно с учеником. Не вызывает уважения учитель, который что-то утаивает, не раскрывает ученику главного козыря, хочет быть недосягаемым, боится, что ученик его превзойдёт. Такой учитель тормозит прогресс. Конечно, он не отменит роста знаний. Кто-то другой додумается до его козыря. Но надо ли цепляться за этот козырь, не лучше ли его отдать и сотворить новый? Ищите учителя, наставника, руководителя, который отдаёт свои знания до конца. И сами учитесь тому же, без этого творчество невозможно.

         Правило для ученика, а так как все мы всегда чему-то учимся, то это правило для всех: умейте держать цель.

         Все виды человеческой деятельности, будь то учёба или работа, немыслимы без воли. Сделай всё, чтобы осуществить задуманное, чтобы закончить начатое. Кажется, как просто закончить начатое. Но на деле чего только мы ни начинаем, чтобы через 5 минут бросить. Недочитанные книги, недоученные предметы, невыполненные обещания, недостроенное, недошитое, недосочинённое, недодуманное, не дошедшее до цели. Мы находим себе оправдания: «Ну что, мол, за цель, она очень мала, чтобы так уж о ней заботиться. Вот крупную цель я не оставлю, я всего добьюсь, я её достигну». Нет, не достигнешь, если не научишься держать цель. Держать постоянно, от замысла до реализации.

         Бытует представление о рассеянности великих учёных. Он, мол, галстук наденет задом наперёд и не заметит. Рассеянность ли это или великая сосредоточенность на другом? Ведь не яблоко, упавшее на глазах Ньютона, породило в его мозгу закон всемирного тяготения. Он держал свою цель, ещё не сформированную, держал в своём сознании день и ночь, чтобы в это мгновение она реализовалась, превратилась в закон.

         Надо быть немного гончей, чтобы уметь преследовать цель. Хорошей гончей, которая не бросает преследуемого зверя, даже если в кровь разбиты ноги. Надо быть немного скаковой лошадью, которая скорее упадёт, чем сойдёт с дистанции. Но надо быть и много знающим человеком, чтобы сформулировать и крепко удерживать волей современные человеческие цели.

         Считайте это самым главным и искренним моим пожеланием: учитесь держать цель.

  

Вице-президент РАН,

академик Р.В. Петров
Hosted by uCoz